Весёлый и наполненный шутками день первого апреля в этом году преподнёс сюрприз, от которого дальнобойщикам и всем, кто связан с грузоперевозками, было совсем не до смеха. Министерство транспорта страны ввело в действие новое распоряжение – оборудовать весь автопарк грузовиков страны и междугородные автобусы новыми тахографами. Теперь каждая международная транспортная компания, которая выполняет международные перевозки, должна позаботиться, чтобы на борту грузовиков были эти приборы.
Для не посвящённых сразу нужно разместить весьма полезную информацию об этом приборе. Тахограф – это устройство, которое входит в состав транспортного средства и предназначается для регистрации и контроля параметров скорости движения, пробега автомобилей, периодов труда и отдыха экипажа. Это полезное приспособление на Западе существует уже давно, ещё с 1998 года, а теперь согласно новому предписанию такое устройство должно присутствовать и на борту всех грузовиков, которые совершают дальние поездки. Водители обязаны делать передышку продолжительностью до 40 минут после четырёх часов беспрерывного движения, поэтому в случае нарушения графика полиция при обнаружении не соответствия в соотношениях труда и отдыха наказывает штрафом.
Цель благородная и правильная, но средства её выполнения! Это обойдётся перевозчикам не дёшево: по предварительным подсчётам расходы могут дойти до 650 миллиардов рублей. Но главная проблема даже не в сумме затраченных средств, а в том, что такого оборудования, которое описано в приказе пока не существует.
До этого времени многие машины были по – разному оборудованы тапографами. Грузовые автомобили некоторых зарубежных производителей выпускаются с уже вмонтированными тахографами, некоторые отечественные также имеют вмонтированные «шайбы», которые рисуют графики скорости и времени на бумажном диске. Но подавляющее большинство транспортных средств таких приборов не имеют. Все оказались вне закона: и оснащённые, требующие новых приборов, и неоснащённые, требующие установки требуемого оборудования.
Вся сложность в том, что прибор который должен быть на борту грузовиков и международных автобусов, должен соответствовать унифицированным требованиям, среди которых главное – это система криптографической защиты информации. Лицензия на эту защиту может выдаваться только ФСБ. И ещё одна немаловажная деталь – устройство должно в обязательном порядке содержать модуль ГЛОНАСС.
Операция «тахограф» может затянуться, так как ещё совсем недавно российские производители имели только опытные образцы. Отечественные и зарубежные производители за короткие сроки не могут произвести большое количество приборов. А количество понадобиться немалое: оборудовать потребуется 950 тысяч автобусов и 6 миллионов грузовиков. Так что теперь можно сказать, что судьба грузоперевозчиков в руках производителей долгожданных устройств. Можно было сделать проще – привязать наши требования к мировым стандартам, но Россия, как обычно, пошла другим путём, более сложным и более дорогостоящим.