Новости
Новости отрасли

Кризис на рынке грузоперевозок

На российском рынке грузоперевозок начался серьёзный кризис. По итогам первого квартала 2025 года отрасль покинула каждый пятый игрок, а многие грузоотправители сократили пул партнёров-перевозчиков на 20% год к году. Пик ухода компаний пришелся на зиму 2024−2025 годов, когда транспортные компании начали массово сдавать технику лизингодателям.

Около 30% российских перевозчиков остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи. Многие компании завершили прошлый год с отрицательной рентабельностью в — 17%. Некоторые перевозчики сдали новую лизинговую технику и продолжили работу на старых автомобилях, значительно сократив объёмы перевозок. Часть компаний полностью ушла с рынка, другие были поглощены крупными игроками.

Основная проблема перевозчиков заключается в падении цен ниже себестоимости и высоких ставках лизинга. Количество изъятых лизинговых грузовиков выросло более чем в два раза по сравнению с началом 2024 года. Ситуация усугубилась из-за роста ключевой ставки, повышения утильсбора и сокращения инфраструктурных проектов.

Ассоциация «АвтоГрузЭкс» обратилась к правительству с просьбой о поддержке отрасли на сумму 19 млрд рублей. Перевозчики просят отсрочку платежей во внебюджетные фонды на два года, компенсацию лизинговых взносов до 30%, льготное кредитование до 500 млн рублей по ставке 13,5% и субсидии на оплату труда. Без государственной поддержки во втором полугодии возможен рост тарифов и повышение потребительских цен. К 2025 году число перевозчиков может сократиться на 10−15% из-за растущих расходов на запчасти, обслуживание и топливо (рост на 30% по итогам 2024 года).