Пока международные перевозчики могут вздохнуть облегчённо – введение дополнительных требований отложили. Было решено отложить нововведение, которое должно было вступить в силу с 14 августа этого года. Вначале было решено перенести правила на месяц, но теперь и с 14 сентября применение книжек международных дорожных перевозок будет ограничено регионами Сибири и Дальнего Востока, сообщила Федеральная таможенная служба.
Книжки международных перевозчиков ТИР уже используются около 40 лет в 60 странах мира. По сути, для грузоперевозчиков – это экономия времени и денег, так как груз опломбируется после загрузки, а на границе фура уже не проходит долгий досмотр. ТИР для государства служит гарантией оплаты таможенных сборов – они оплачиваются не на границе, а в месте, где должны получить груз. В российской действительности эта схема не работает так, как она была задумана – к такому выводу пришли в Федеральной таможенной службе. Зачастую груз, который пересёк границу, до терминала таможни не доезжает, а в результате государственный бюджет недополучает почти 20 миллиардов рублей. Поэтому в ФТС решили, что гарантии международной системы транзита – это недостаточная мера. Было решено обязать перевозчиков предоставлять на границе дополнительные гарантии уплаты сборов - поручительство, банковский депозит или залог имущества. В связи с этим все компании, которые входят в логистическую цепочку понесут убытки, потому что сама грузоперевозка, а затем и товар подорожают – такое мнение высказывают руководители крупных транспортных компаний. С помощью книжек ТИР в нашу страну доставляется почти три четверти всех товаров. После введения новых правил в проигрыше окажутся в первую очередь отечественные компании. Так считают в комитете Госдумы по транспорту.
Если грузоперевозчик из России поедет в Италию за товаром, то во время пересечения каждой границы он должен будет платить. Когда он будет везти груз из Италии в Россию, то он также должен будет заплатить. Таким образом, грузоперевозки из Италии в Россию намного удорожают, потому что российский перевозчик должен будет потерять около трёх часов, чтобы всё оформить. В денежном пересчёте это удорожает от пяти до десяти раз. Сколько границ встретит на своём пути перевозчик, во столько раз это и будет дороже.
Окончательное решение не принято, поэтому ещё есть время учесть все нюансы и продумать весь механизм новых правил, а пока грузоперевозчики продолжают работать и пересекать привычным способом. Остаётся надеяться, что после всех обсуждений и дискуссий будет принято правильное и мудрое решение, которое не усложнит международные грузоперевозки.