Дорога по праву считается сегодня артерией жизни, не зависимо от того, где она проходит – в мегаполисе или в провинциальном городке. Везде жизненный ритм городов и стран определяются жизнеспособностью и качеством магистралей, по которым движется не только транспорт, но и прогресс, развитие, а значит и будущее. Американские дорожные строители давно поняли эту не прописную истину, не поэтому ли так много уделяется внимания строительству качественных дорог ? Да и по количеству и протяжённости автомобильных магистралей Америка уступает только Китаю.
Американские автомобильные дороги могут обходиться без капитального ремонта до 30 лет. Жаль, что по ним не проходят маршруты грузоперевозки из Казахстана в Россию, да и доставка товара из Китая в Казахстан обходит эти магистрали стороной ввиду своего географического положения. Только те, кто курсировали по дорогам Америки, могут объективно оценить их, а мы можем попробовать разгадать тайну долговечности тих магистралей, рассмотрев как происходит процесс строительства дорог на противоположном континенте.
Один из секретом в материале для строительства - американцы активно используют всем отлично известный бетон. Его знали ещё в древнем Риме. Он использовался ещё при строительстве Колизея, который до сих пор уцелел. Что может лучшим подтверждением прочности и надёжности материала? На это делают ставку и американцы, прибавляя к ней передовые технологии строительства.
Первая бетонная дорога появилась в США ещё в 1930 году. Затем, осознав правильность выбранного материала, американцы начали строить такие дороги повсеместно. Активная укладка бетонных шоссе велась вдоль и поперёк во всех без исключения штатах страны. Различие этих дорог было только в технологии строительства, так как необходимо учитывать сейсмичность района, его заболоченность и климатические условия.
Перед тем, как начинается строительство дороги, проводиться публичное слушание, куда может прийти любой житель районе, где будут строить дорогу и высказать своё мнение. По сбору мнений могут даже изменить проект строительства, прибавить новые элементы для безопасности или установить шумоизолирующую стену, чтобы в придорожных кафе было тихо. Разногласий нет только в одном – строить нужно из бетона. Он имеет неоспоримые преимущества – прочность, долговечность, неприхотливость к нагрузкам и тяжестям грузовиков. Его единственная проблема – это укладка и ремонт. Если после покрытия дороги асфальтом дорогу можно использовать через 8 часов, то для эксплуатации бетонной дороги нужно подождать несколько месяцев.
Как же происходит строительство? На месте намеченной дороги выгребают около метра породы, после чего укладывается подушка для будущей магистрали из песка, гравия и глины. После укладки каждого слоя всё тщательно утрамбовывается. Каждый слой при этом поливают хлоридом кальция или известковым раствором, подобно тому, как слоёный пирог поливают кремом. Принцип один и тот же - слои прочно пропитываются. После этого ложится тонкий слой асфальта до 7 см. Возникает вопрос – зачем под бетон асфальт? Всё для прочности, и гидроизоляции бетонного слоя, ведь бетон ,хоть и крепкий, но хрупкий материал.
После всей этой кропотливой работы начинается монтаж арматуры для бетонного полотна. Арматура в бетоне используется для равномерного распределения нагрузки и для предотвращения появления трещин на дороге. Сталь сдерживает бетон, который плохо себя проявляет в натяжении, поэтому их дуэт даёт идеальное сочетание для прочности. После этого бетоноукладчик заливает участок дороги. Бетон восприимчивый к температуре, поэтому в жарких штатах его заливают ночью. При укладке бетона на поверхности будущей магистрали рисуют шероховатую поверхность для большего сцепления колёс с дорожным покрытием. Через 28 дней после окончания строительства по дороге можно ездить. Срок службы таких дорог – 25 лет, но в Техасе есть участки шоссе, которые были залиты ещё в 1960 году и находятся сейчас в отличном состоянии. Теперь понятно, почему Римляне использовали бетон для строительства Колизея…