Бросив взгляд на величественный памятник Петру Великому, бронзовая фигура которого сдерживает порыв устремляющегося в даль такого же бронзового коня в Санкт – Петербурге, невольно задаёшься вопросом: как огромная гранитная глыба была доставлена на Сенатскую площадь? Конечно же, если бы памятник Петру сооружали сегодня, вряд ли возникли бы проблемы с транспортировкой его огромного основания. Многотонные тягачи на своих платформах с помощью надёжной подъёмной техникой по наиболее оптимальному и заранее проложенному маршруту без труда доставили бы каменную глыбу на любое расстояние. Но воспоминания о дате начала возведения памятника, которое началось в 1768 году, моментально развевают все иллюзии о многотонных и всесильных тягачах.
Всё началось даже не из доставки гранитного основания, а из поисков камня для него. Если выражаться современным языком, то можно сказать, то был объявлен тендер на поиски и доставку камня. Опять, придерживаясь современной терминологии можно сказать, что его выиграл обычный крестьянин Вишняков - именно он указал лесистое и болотистое место в районе деревни Лахта, где находилась гранитная скала, почти в точности соответствовавшая по размерам замыслу архитектора Фальконе. Труд крестьянина был щедро вознаграждён премией – он получил от Конторы строительства 100 рублей!
Теперь оставалось выполнить самое трудное - переместить "Гром - камень" на Сенатскую площадь. Ни одна перевозка сборных грузов сегодня не может сравниться с той, которую намечалось выполнить. За самый эффективный способ транспортировки была объявлено вознаграждение в размере 7000 рублей. И этот способ был найден, вернее о нём вспомнили. Были использованы способы перемещения тяжёлых глыб в доисторические времена, когда в Древнем Египте строили пирамиды.
Были сооружены деревянные рельсы с жёлобами, по которым перекатывались стальные шары с водружённой на них гранитной глыбой. Камень был перетянут множеством канатов, концы которых закреплялись на вертушках, приводимых в движение людьми. Они и были основной тягловой силой для продвижения камня. Таким способом основание памятника преодолело путь свыше восьми километров. Время транспортировки было выбрано не случайно с 15 ноября 1769 до марта 1770 года. Мёрзлый грунт не проваливался под тяжестью груза и облегчал усилия рабочих. Затем была перевозка через Финский залив, для которой было построено специальное судно и специальная пристань. И только в конце сентября 1770 года камень прибыл на Сенатскую площадь.
События, происходившие далее, меркнут перед теми, о чём узнал читатель из этого рассказа, ведь перевозка "Гром - камня" вошла в историю грузоперевозок как самая уникальная - был перемещён самый большой монолит с помощью только мыслей и силы рук человеческих.